В средние века блюда, подаваемые на столы у господ разительно отличались о тех, которые могли себе позволить простые крестьяне и ремесленники. Этому способствовали и неразвитость торговли, и недостаточно эффективные методы обработки продуктов для длительного хранения, экстенсивное сельское хозяйство и проч.
Условно для нашего повествования возьмем период с X по XV века, которые многие называют "Темными".
Простой люд начинал свой день очень рано, не имея возможности тратить много времени на завтрак, обычно ограничивался стаканом воды или пива (те кто был побогаче могли себе позволить вино) и куском хлеба. Ужин же напротив чаще превращался в обжираловку после тяжелого дня особенно при налии финансов.
В разных регионах ужин приходился на время от 3 часов по полудню до полуночи.
В те времена не было привычных нам "первое-второе-компот", полноценный ужин предусматривал несколько перемен блюд.
Ужины в праздники порой вообще выходили за всякие пределы у багачей.
Люди помятуя об античных традиция застолий, устраивали такие, что в результате некоторых бедняг с серьезными проблемами желудочно-кишечного тракта могли вообще выносить из-за стола ногами вперед.
Столы знати в те времена могли поразить гостя не простыми кашами и жареным мясом, в летописях мы узнаем о тушках орешниковых сонь, аистов, орлов, медведей и бобровых хвостах. Не стоит думать сколь жесткими на вкус должно быть мясо аистов и бобров, о том, сколь редки такие животные как соня-толчок и орешниковая соня - все эти блюда предназначилась в первую очередь не для утоления голода, и не для того, чтобы показать охотничье искусство хозяина дома, который скорее всего принадлежит к высшим кругам общества и вряд ли добывает себе пропитание охотой, застолья должны были продемонстрировать гостям состоятельность и радушие хозяина дома.
Кроме мясных блюд, солений, варений на столах присутствовала и выпечка, порой представляя собой целые произведения искусства.
Стояли на столах и блюда из сахара, гипса, соли высотой с человеческий рост и даже больше - все это предназначалось исключительно для зрительного восприятия, но не употребления.
После застролий, еду которую не доели слуги, обычно отдавали беднякам.
Традиции обязывали хозяина дома по случаю любого события устраиваивать банкет с полным столом - быдь то кристины, свадьба, поминки или рождение. Чтобы не ударить в грязь лицом, необходимо было представить как можно больше явств, не обращая внимание на свои возможности, нередко застравляя влезать в долги.
Чтобы как-то урегулировать такое положение вещей вводились многочисленные предписания, устанавливающие количество блюд и даже число гостей. Так, например, в 1279 году французский король Филипп III издал указ, гласивший, что "ни один герцог, граф, барон, прелат, рыцарь, клирик и т.п. не имеет права питаться более чем в три скромные перемены блюд (сыры и овощи, в отличие от тортов и выпечки, при этом не учитывались).
Церковь относилась крайне отрицательно к чревоугодию. Плотный завтрак считался проявлением плотской слабости, а обильный ужин - аморальным поступком
Тем не менее даже обычная трапеза того времени для человека сегодняшнего показалась бы слишком обильной и жирной.
Людям, живущим по режиму одноразового питания приходилось наедаться на сутки вперед.
Церковь делала некоторые послабления для больных, стариков и детей. В течение дня они могли питаться более основательно. Кроме того, работники, занятые тяжелым физическим трудом, устраивали регулярные «перекусы». Это также считалось чревоугодием, но здравый смысл подсказывал духовенству, что после одной миски похлебки человек не сможет весь день махать топором.
Самые строгие ограничения в распорядке питания накладывал пост: Великий, рождественский, двенадцатидневный (у католиков и в англиканской церкви - по три дня четыре раза в год), по средам (предательство Иуды), по пятницам (распятие Христа), иногда даже по субботам (чти день субботний и святи его). Если сложить все это вместе, то получается, что житель средневековой Европы должен был поститься около 1/3 года.
Известна история, когда один из представителей средневековой знати, страдая от ожирения объявил, что сядет на диету, чтобы похудеть и вернуть себе форму. Диету он прописал себе сам, возможно это одна из первых известных истории диет. Так вот она заключалась в отвергании всей пищи, кроме вина и жареного мяса, в коем злосчастный "диетолог" не видел противопоказаний, а также в полном покое.
Можете себе представит до чего после этого довел себя бедняга.